СЕИДОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА
Мастер -класс..ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..Мастер - класс для воспитателей детского сада
Воспитатель Сеидова Л.Н. «Основные этапы работы над образом»
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи. Благодаря этому материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями. Актуальность Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса. Цели мастер-класса:
Задачи: 1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства 2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу. 3. Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций. 4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё 5. Формировать навыки импровизации. 6. Поощрение инициативы при создании образа Ход мастер-класса: Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Перед вами схема на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя Д/С Сегодня мы поговорим о таком аспекте театрализованной деятельности: этапы работы над образом персонажа. Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж -Лисицу, и разберём основные этапы работы над образом этого героя I "Первый этап - Определение характера образа. Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод "Начитывание контрастных отрывков" из худ. произведений о этом герое. В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов Для примера покажем детям отрывок из кинофильма «Буратино», где Алиса и Базилио делят деньги, отнятые у Буратино. Дети наблюдают как Лиса Алиса, с целью завладеть всеми монетами, сначала бессовестно пытается запутать и обмануть «друга», но поняв, что это ей не удалось, вступает с ним в жестокую драку, в которой «приятели» безжалостно избивают друг друга. Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка – сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, как обидно, что зайчата боятся её и не хотят с ней дружить, ведь она пришла, чтобы поиграть с ними. Но когда, поверившие ей малыши выглядывают из своих укрытий, она ловит их, что бы съесть После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты. Давайте и мы поговорим об этом 1. Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала? (дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала - хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе - жадная, корыстная, алчная; обманывала самого близкого ей друга - не умеет дружить, любит только себя;) 2. Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?
3. Какой она была, когда хотела всем понравиться? (красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная,) 4. Она на самом деле хотела дружить с зайчатами? (хотела их съесть) 5. Значит какой поступок она совершала? (притворялась добренькой - двуличная; обманывала всех - хитрая, лживая, притворщица и т.д.) Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы: В первом случае - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели. Вторая лиса - притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель - усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность.
Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков»,сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы: Лиса в сказках – это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. II.Второй этап - работа над мимикой.
Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.Остановимся подробнее на приёме «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние». Давайте разделимся на 2 подгруппы: "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка", Перед вами ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение задания слушателями.)
Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями"даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.
III.Третий этап - работа над жестом и движением. Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Решить эту задачу нам поможет игровой метод ПФД ( память физических действий).
«Запоминание физических действии» Используем игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы лисы Алисы Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисички - сестрички)
Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: "жест - образ".
IV.Четвёртый этап - работа над голосом. Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа. Здесь нам поможет прием -"Интонационная выразительность", Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Где вы, зайчики? Я хочу с вами поиграть!". Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Вот они мои денежки... Ладно, давай делить". Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.
Вывод.: Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.
V.Пятый этап - Этюды Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике. Используем прием Инсценирование диалогов:Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с персонажами героев из других сказок . Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.
Тексты диалогов: 1. Медведь - Лиса:. Пошел медведь к избушке и зарычал: · Ступай, лиса, вон!
· Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 2. Петух-Лиса: Петух: Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах. Несу косу на плечи, Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи! Лиса: -Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
3. Волк - лиса Волк: · Ловись, рыбка, и мала и велика,
· Гасни, гасни на небе звезды,
' Волк: · Что ты там, кума, все говоришь?
· А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
· Гасни, гасни на небе звезды,
4. Лиса - Колобок Лисица: Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек? Колобок:i Я - Колобок, от всех ушёл, и от тебя убегу Лисица: Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть! Лиса: Значит храбрым стал совсем?! Ну теперь обоих съем! Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся: · артикуляционная гимнастика; · упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса; · психогимнастика; · упражнение на ритмопластику. Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию ассоциативно-образного мышления; развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов; выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом; Театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции; Дети становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли. Тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка. 25 ноября 2017 в 22:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.