СЕИДОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Мастер -класс..ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..

 Мастер - класс  для  воспитателей  детского  сада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Сеидова Л.Н.

 «Основные этапы работы над образом»

         

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи. Благодаря этому материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.

Актуальность

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Цели мастер-класса:  

  1. Повышение  профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.
  2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
  3. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
  4. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.

Задачи:

1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы   обучения основам сценического искусства

2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.

3.  Стимулировать к поиску выразительных средств  для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.

4.  Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё

5.  Формировать  навыки импровизации.

6. Поощрение инициативы при создании образа

Ход мастер-класса:

             Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Перед вами схема на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности.  Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя Д/С

Сегодня мы поговорим  о таком  аспекте  театрализованной деятельности:  

 этапы  работы  над  образом  персонажа.

Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж -Лисицуи разберём основные этапы работы над образом этого героя

I "Первый этап - Определение характера образа.

Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.

И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод "Начитывание контрастных отрывков" из худ. произведений о этом герое.

В наше время, мы имеем возможность не только  прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов

Для примера покажем детям отрывок из кинофильма «Буратино», где Алиса и Базилио делят деньги, отнятые у Буратино. Дети наблюдают как Лиса Алиса, с целью завладеть всеми монетами, сначала бессовестно пытается запутать и обмануть «друга», но поняв, что это ей не удалось, вступает с ним в жестокую драку, в которой «приятели» безжалостно избивают друг друга.

Для контраста показываем отрывок, из детского спектакля, где лисичка – сестричка, включив все своё обаяние, поет песенку о том, как обидно, что зайчата боятся её и не хотят с ней дружить, ведь она пришла, чтобы поиграть с ними.  Но когда, поверившие ей малыши выглядывают из своих укрытий, она ловит их, что бы съесть

После просмотра, дети  дают характеристику увиденным поступкам обеих лисиц, таким образом выделяя их основные черты.

Давайте и мы поговорим об этом

1. Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала? (дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала - хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе - жадная, корыстная, алчная; обманывала самого близкого ей друга -  не умеет дружить, любит только себя;)

2. Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?
(пела и очень старалась всем понравиться)

3. Какой она была, когда хотела всем понравиться?

(красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная,)

4. Она на самом деле хотела дружить с зайчатами? (хотела их съесть)

5. Значит какой поступок она совершала?

(притворялась добренькой - двуличная;  обманывала всех хитрая, лживая, притворщица и т.д.)

Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы:

В первом случае - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели.

Вторая лиса - притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель - усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность.

 

Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков»,сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы:  Лиса в сказках – это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.

II.Второй этап - работа над мимикой.

 

Его задача - научить детей передавать эмоциональное  состояние  героев   с  помощью  мимики.Остановимся подробнее на приёме                                 «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».

Давайте разделимся  на 2 подгруппы: "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка",     Перед вами ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение задания слушателями.)

 

Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями"даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.

 

III.Третий этап - работа над жестом и движением. 

Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.      Решить эту задачу нам поможет игровой метод ПФД ( память физических действий).

             

 «Запоминание  физических  действии»                                                                                                                                 

Используем  игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы лисы Алисы  

       Правила игры:  первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисички - сестрички)

 

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения:         "жест - образ".

 

IV.Четвёртый этап - работа над голосом. 

 Его задача эмоциональная окраска речи персонажа. Здесь нам поможет прием -"Интонационная выразительность",

        Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Где вы, зайчики? Я хочу с вами поиграть!". Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Вот они мои денежки... Ладно, давай делить". Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке

        Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

 

Вывод.: Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

 

 V.Пятый этап - Этюды 

  Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике. Используем прием Инсценирование диалогов:Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с персонажами героев из других сказок . Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.

 

Тексты  диалогов: 

1.

Медведь - Лиса:.

Пошел медведь к избушке и зарычал:

· Ступай, лиса, вон!
А она ему с печи:

· Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

2.

Петух-Лиса:

 Петух:

Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах.

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!

Лиса:

-Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.
Петенька, голубчик, уже убегаю!

3.

Волк - лиса

Волк:

· Ловись, рыбка, и мала и велика,
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Лисица:

· Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!

'    Волк:

· Что ты там, кума, все говоришь?
Лиса:

· А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
А сама опять:

· Гасни, гасни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!

4.

Лиса - Колобок

Лисица:

     Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек?

Колобок:i

Я - Колобок, от всех ушёл, и от тебя убегу

Лисица:

Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок

Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть!

Лиса: Значит храбрым стал совсем?! Ну теперь обоих съем!

Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:

· артикуляционная гимнастика;

· упражнения на дыханиедикциюсилу голоса;

· психогимнастика;

· упражнение на ритмопластику.

 Эти упражнения   просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию ассоциативно-образного мышления; развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов; выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом; Театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции; Дети становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли. Тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.                                                                                                                                    

Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую   предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.

25 ноября 2017 в 22:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.