СЕИДОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА
ПАПКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ..«Вся наша жизнь игра…» Игра как важнейшая деятельность дошкольника"Вся наша жизнь игра. " Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольнику способ усвоения общественного опыта. Однако в последние годы для игры настали "трудные" времена. Дети практически не играют. Игра вытесняется учебной деятельностью. Большая часть времени посвящается подготовке детей к обучению. Это приветствуется родителями. Но отметить, что по наблюдению психологов, успешностью в обучении отмечаются те дети, которые исчерпали возможности развития в дошкольном его ведущей деятельностью - игрой. А "ненаигравшиеся" дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учёбы, быстро утрачивают интерес к школе. Игра - истинно детская деятельность, отвечающая природе ребёнка, его потребностям и интересам. Игра - является важнейшим средством воспитания детей. Характер игры проявляется в том, что она обеспечивает передачу накопленного общественного опыта от одного поколения к другому. Она расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Памятка родителям. «организация театрализованной деятельности в семье»
В процессе совместной детско-театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями и детьми. Театр - это источник новых знаний, эмоциональных переживаний, ощущений. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеряют» на себя различные модели поведения в обществе. Мамы и папы! Бабушки и дедушки! Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок был успешен – предлагайте ему театрализованную деятельность! Благодаря этой деятельности у ребёнка будут развиваться: · психофизические способности (мимика и пантомимика) ; · психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память); · речь (монолог, диалог); · творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Для этого Вы можете вместе с ребёнком: · разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям - особое внимание уделить выразительной интонации; · использовать упражнения и этюды, ритмопластику, речевые игры и упражнения; театральные игры; · учить владеть куклой, игрушкой, и всеми доступными видами театра; · изготавливать и подбирать атрибуты, куклы и игрушки, элементы костюмов; · на семейных праздниках и в свободной деятельности использовать различные виды театров (плоскостные, теневые, игрушки, пальчиковый и др.). Желаем Вам всем творческих успехов! Помните: чтобы увидеть подлинные творческие способности ребёнка, ему необходимо предлагать особую деятельность, в которой он сможет активно проявить свою самобытность и необычность видения мира.
Журнал для педагогов и родителей по театрализованной деятельностИ«Это чудо- ТЕАТР»Уважаемые педагоги, родители! В этом журнале Вы найдёте много полезной, интересной, увлекательной и познавательной информации: 27 марта- Международный день театра! Листаем страницы истории. Роль театрализованных игр в развитии ребенка. Театральная деятельность- это радость, смех, яркие эмоции. Виды театров. Домашний кукольный театр. Этюды- школа актерского мастерства. Делаем театр вместе с детьми. Основные театральные термины. 27 марта- Международный день театра!Актеров, постановщиков, актрис сегодня вызываем мы на бис! Художников, суфлеров, режиссеров, танцоров, музыкантов и дублеров, Работников, невидимых за сценой, и костюмеров с их стежком бесценным. К вам - восхищенные слова и взгляды, мы в день театра всех поздравить рады! Советский Союз получил членство в Международном институте театра еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия — постоянный член его исполнительного комитета. Как известно, слово «театр» произошло от древне-греческого слова theatron, что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски. Русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что она уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ. Считается, что придворный театр 17 века создал предпосылки и прочную основу для развития театрального ремесла в России. 22 июля 1795 года в Москве в имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец «Останкино». Международный день театра — это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это наш праздник — праздник миллионов неравнодушных зрителей. Листаем страницы истории.Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы. Мало известно о том, как в древние времена использовались куклы. В большинстве культур кукла играла определенную роль в религиозных обрядах. Желая обратится к миру духов человек создавал образы– посредники. Куклам поклонялись. Их подвешивали в качестве амулетов на шею и клали в могилу умершим. Из древней Индии пришла легенда о том, как возник кукольный театр: ''Бог Шива и его супруга Парвати проходили однажды мимо лавки столяра и приметили маленькие фигурки, вроде кукол с подвижными конечностями. Они так заинтересовались этими существами, что, к удивлению столяра, дали своему духу войти в них и те ожили- начали танцевать. Однако спустя некоторое время Парвати устала. И боги отправились дальше. Куклы перестали двигаться и опять замерли. Столяр бросился вдогонку и попросил: ''Не покидайте моих кукол, пусть они останутся живыми''. Но Парвати ответила: ''Ведь это ты их сделал, стало быть, не я, а ты должен дать им жизнь''. Столяр вернулся к себе и долго думал, как ему быть. Наконец, ему пришла в голову мысль оживить их с помощью нитей''. Ранний кукольный театр Индии- это представления театра теней, продолжавшийся неделями. Обычно делались инсценировки отдельных сюжетов из священных санскритских текстов. В наши дни Индия - страна с многообразными кукольными школами и традициями. Например, индийские кукловоды не говорят во время представления. Вместо этого они издают множество различных звуков, символизирующих определенные действия и чувства. В XV в. появились представления на библейские сюжеты, жития святых, рассказы о сотворении мира, которые часто разыгрывались с помощью марионеток. Возможно, отсюда и берет начало слово ''марионетка'' (''марионетка'' –маленькая Мария). Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Современный мир невозможно представить без кукольного театра. Роль театрализованных игр в развитии ребенка.Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. В. А. Сухомлинский Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать. Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии. В игре ребенок не только узнает об окружающем мире, законах общества, человеческих отношениях, но и учится жить в этом мире, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей. Театральная деятельность- это радость, смех, яркие эмоции.Театрализованная деятельность оказывает серьезное влияние на развитие личности ребенка. Играя роль, ребенок может не только представить, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для личностного развития. Театрализованная деятельность используется психологами в работе с социально импульсивными и социально пассивными детьми, в предупреждении и преодолении у ребенка неуверенности в себе и своих возможностях, тревожности и страхов. По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно: в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного, кинестетического; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи; совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; развивается эмоционально- волевая сфера; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, Театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность- это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка. Виды театров: -пальчиковый -кукольный -конусный -марионеток -настольный -теневой -картинок -вязаной игрушки Домашний кукольный театр.Домашний кукольный театр должен быть в каждой семье, где есть ребенок. Во-первых, героев можно сделать. У многих мам с наступлением беременности, а затем и появлением малыша, просыпается тяга к творчеству. Это прекрасный способ реализовать свою тягу к рукоделию. Если вам помогает подросший ребенок, то изготовление игрушек для театра – это замечательное развитие моторики и фантазии малыша. Во-вторых, театрализованное представление развивает эмоциональную сферу малыша, а желание поговорить с героями и рассказать об увиденном остальным способствует развитию речи и мышления. В-третьих, спектакль нужно репетировать. А это здорово сплачивает семью, как и любое общее дело. В-четвертых, кукольный театр может сделать ваш домашний праздник по-особому выразительным. А если вы любите гостей в своем доме, то кукольный спектакль может стать поводом для сбора ваших друзей. И, наконец, это самая настоящая сказка в вашем доме. Любимых героев ребенка можно использовать для повседневных игр и общения с ребенком. Поверьте, уговорить вашего малыша отправиться чистить зубки или убрать за собой игрушки будет гораздо легче сказочному мишке, чем вам. Что нужно для создания кукольного театра, кроме желания? Нужна ширма. Можно купить готовую, можно сделать ширму самим, например, из большой коробки из-под мебели. Просто прорежьте в ней прямоугольник желаемого размера и обклейте саму коробку цветной бумагой или покрасьте. Можно поступить проще. Поставьте на расстоянии полутора метров друг от друга два стула. Между ними натяните ткань. Ширма готова. Далее нужны персонажи. Вариантов их изготовления немало. Если ваш ребенок еще маленький, а вы хотите, чтобы он тоже был участником спектакля, то не забывайте о том, что пользоваться куклой нелегко поначалу даже взрослому. Поэтому начните с фигурок попроще. Например, предложите ребенку нарисовать голову понравившегося персонажа сказки на 1/4 альбомного листа. Вырежьте ее. Склейте колечко из бумаги диаметром, равным толщине указательного пальца ребёнка. Наклейте на колечко вырезанную предварительно голову. Готовую бумажную головку ребёнок надевает на указательный палец и с помощью нехитрых упражнений учится управлять своими пальчиками. Если вы хорошо вяжете, можете связать пальчиковые куклы. Ребенку будет просто управлять такой куклой, да и моторика при этом прекрасно развивается. Если вы не прочь вложить больше сил в изготовление сказочных персонажей, то попробуйте сшить куклы-перчатки. Перво-наперво, необходимо сшить саму перчатку, которая будет играть роль туловища куклы. Но сначала нужно сделать выкройку. Положите на бумагу руку в таком виде, как будто на нее одета кукла (указательный палец управляет головой, большой и мизинец — руками, два других пальца поджаты). Теперь обведите руку с припуском на объем. Если кукла шьется для малыша, то обводить нужно его ручку. По бумажной выкройке сделайте выкройку из ткани. Ткань должна быть мягкой и достаточно плотной. Подойдет байка, бязь или флис. Теперь сошьем перчатку и наша основа готова. Самое сложное в изготовлении таких кукол – голова. Вариантов – масса. Помимо того, что ее можно сшить из ткани или старых женских колготок, она может быть сделана из папье-маше, слеплена из смоченных клеем салфеток. Можно взять старую мягкую игрушку или куклу, пришив ее голову, ладошки, хвост к перчатке-основе. И, наконец, необходим сюжет, сценарий. Конечно, можно пойти дальше и заготовить пригласительные билеты для гостей. Можно не устраивать застолье, но что за театр без буфета? Купите соки и сделайте бутерброды. Обязательно приобретите колокольчик. Малыш получит незабываемое удовольствие, давая три звонка и поторапливая гостей. Подберите заранее походящую музыку, она украсит спектакль. И будет в вашем доме незабываемоеЭтюды-школа актёрского мастерства.Мимическое и пантомимическое изображение эмоций развивают у ребенка действо. Желаю удачи и вызываю на "бис"! способность понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Существует два языка общения: Язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; Язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача – язык эмоций, переживаний. Он появляется очень рано и позволяет малышу «считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение и эмоции. Дети учатся искусству общения у взрослых, особенно у тех, которых уважают. Проведите с детьми несколько несложных этюдов: «Цветок» Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко, из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос цветок, нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем. Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки спрятать. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. «Сердитый дедушка» К дедушке в деревню приехал Петя и сразу пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел гулять за калитку – а если из леса придет волк, что будет с Петей? Мимика: нахмуренные брови «Вкусные конфеты» У девочки в руках коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям (воображение). Они берут по одной конфете и благодарят девочку. Потом разворачивают бумажки и кладут конфеты в рот. По лицам видно, что угощение вкусное. Мимика: жевательные движения, улыбка. «Новая кукла" Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. Звучит музыка. «Лисенок боится». Лисенок увидел на берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная и глубоко тут. Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть на место, это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Делаем театр вместе с детьми.Куклы для театра из пластиковых одноразовых ложек. Вам понадобится: набор ложек, шерстяные нитки, фетр или другой материал, ленточки и глазки. Способ изготовления: Волосы. Их шерстяных ниток делаем помпоны. Они приклеиваются клеем моментом с внутренней стороны ложки. Цвета ниток могут быть совершенно разные. Одежда. Лучше конечно шить платье - конус из фетра, тогда подшивать не придется. Сшиваем конус, делаем надрез в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно с бантиком. Глаза. Глазки на ложке можно нарисовать, наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацию. Персонажи из конусов и цилиндров С помощью циркуля или трафаретов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба, склеивают из полукругов конусы, превратив их в фигурку, приклеивают детали. Для изготовления игрушек из цилиндров склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформить лучше аппликацией из бумаги, ткани, кружева, тесьмы, ниток, пуговиц, бусинок, бисера, пришив или приклеив к поделке. Крахмальным клеем удобно склеивать бумагу, тонкие ткани, а картон, пуговицы, бусины, тесьму лучше приклеивать клеем ПВА. Магнитный театр Любые красочные картинки с изображением героев сказок могут быть приспособлены для магнитного театра. Двухсторонним скотчем к обратной стороне картинок прикрепляются кусочки магнита. На любой металлической поверхности можно передвигать эти картинки. Игрушки из природных материалов Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена, косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный. Природные материалы лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.). Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек растений. Можно врыть в песок емкость с водой, тогда персонажи могут плавать на плотиках и лодочках из коры. Куклы из варежек Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверушку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки). Если не найдется ненужных варежек, можно сшить их из старых вязаных вещей или ткани. При этом можно не выкраивать место для большого пальца. Разные детали к такой варежке пришиваются. Театры бывают разные: необычные. креативные и самые невероятные: -Куклы из носков. -Куклы из дисков. -Театр на прищепках. Основные театральные термины:АКТЕР: исполнитель ролей в драматических спектаклях и фильмах. АНТРАКТ: перерыв между актами (действиями) спектакля, отделениями концерта, представления. АНШЛАГ: объявление у кассы театра, цирка и т. п. о том, что все билеты проданы. АПЛОДИСМЕНТЫ: рукоплескания в знак одобрения или приветствия. АФИША: объявление о спектакле, представлении и т. п., вывешиваемое в публичных местах; театральная или концертная программа. ГРИМ: искусство изменения лица актера при помощи специальных красок, пластических или волосяных наклеек, парика соответственно исполняемой роли; специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т. п., применяемые актерами. ДЕКОРАЦИЯ: художественное оформление спектакля средствами живописи, архитектуры, графики, освещения и постановочной техники. МИМИКА: движение лицевых мышц, выражающее внутреннее душевное состояние; искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. ПАНТОМИМА: Вид сценического искусства, в котором для передачи содержания, создания художественного образа используются пластически выразительные движения тела, жест, мимика; РАМПА: Театральная осветительная аппаратура, РЕПЕРТУАР: Совокупность произведений, исполняемых в театре, на концертной эстраде и т. д. ; круг ролей, номеров, музыкальных, литературных произведений, исполняемых артистом. РЕПЕТИЦИЯ: Подготовка, а также пробное предварительное исполнение спектакля, представления, какого-либо зрелищного мероприятия; генеральная репетиция - последняя репетиция перед выпуском спектакля, представления (при полном оформлении, обычно с публикой). СЦЕНА: В древнегреческом театре - первоначально временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров; затем - стена, расположенная позади орхестры, являлась архитектурным фоном действия трагедии. СОФИТ: театральная осветительная аппаратура, укрепленная на опорах и предназначенная для освещения сцены спереди и сверху. СПЕКТАКЛЬ: театральное представление. ТЕАТР: род искусства, особенностью которого является художественное отображение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности - драматический, оперный и балетный. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- вид деятельности, в процессе которой активно формируются творческие способности (выразительность движений, поз, мимики, интонаций). Театр -это средство эмоционально-эстетического воспитания детейв дошкольном образовательном учреждении. Благодаря театру ребенок познает мир и учится выражать свое собственное отношение к добру и злу. [/h4] Создавайте такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому –ТЕАТР! Консультация для родителей
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». (Б. М. Теплов) Театр и родители. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. Я предлагаю родителям в домашних условиям устроить детям театр. Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть. Куколки на пальчик. Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов. Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше — раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, а бабке — платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей». Театр на столе. Именно на нем и разыгрываются представления. Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту. Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами. Конусные куклы. Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне — пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре! Перчаточные куклы. Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п. Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь! Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов. Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того. Для ваших детей это будет настоящий праздник!
Консультация для родителей «Театр дома» Сегодня существуют самые разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, а вот репертуар, как правило, составляют сказки, которые учат детей быть добрыми и справедливыми. Огромную радость детям доставляет театр. Дошкольники очень впечатлительны, поддаются эмоциональному воздействию. Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от них вступить в беседу, поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями. Всё это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.) . Домашний театр — это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра. Для домашнего пользования доступны — кукольный, настольный, теневой театры. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное… Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра — настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, черты. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Уважаемые родители: Читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными. Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте. Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии различных образов. Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д. Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям, Постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк и т. д. Закрепите в беседе правила поведения в театре. Упражнения
· С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление. · Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке (клюет) .
Игры со скороговорками Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Варианты скороговорок:. Король – орел, орел-король. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Пальчиковые игры со словами Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память. Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.
Пантомимические этюды и упражнения Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений. Покажите, как : -вратарь ловит мяч; -зоолог ловит бабочку; -рыбак ловит большую рыбу; -ребенок ловит муху. Попробуйте изобразить: Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта. Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии. Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни. 25 ноября 2017 в 22:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.